О том как осуществляется кладка печи своими руками делится опытный печных дел мастер. Используя советы можно сделать печку своими силами.
Секретами кладки печей делится печных дел мастер… «Заходи, погреешься у моей печи», – пригласил как-то меня в свой садовый домик сосед. Печь действительно была уникальной: внешняя ее стена вся сплошная, снизу доверху, выложена керамической цветной плиткой. Кое-где ее украшали пейзажные рисунки, выполненные опять же в керамике. Правда, зная хозяина как художника и скульптора, я не очень и удивился увиденному. Больше удивило услышанное.
– Да, сам выложил ее, – сказал Юрий Павлович, с которым соседствуем уже давно. – Меня консультировал здесь один дед, он когда-то был печником. А что? Не святые горшки обжигают. Здесь, брат, главное – не лениться. Ну, и, конечно, материалы, чтобы хорошие были. Нет, я не плитку эту имею в виду. Керамика – это отдельный разговор, и редко кто может ее делать. Кирпич? Конечно, из какого-нибудь хорошую печь не выложишь. Но я бы скорее сказал о глине.
– Разве здесь нужна и глина?
– А как же без нее! Кирпич из чего делается? И кладка печи выполняется только на глиняном растворе. Почему? Потому, что он, имея одинаковый с кирпичами кладки химический состав, равномерно расширяется с ними при нагревании. Это предотвращает разрушение кладки. По этой же причине выбор глины для кладки печей – очень ответственное дело. Используют красную или и обычную глину, главное, чтобы жирность ее была нормальной.
Совсем недавно соседи понакупали дешевые садовые домики, по очень приятной цене. А у соседа садовый домик старый, но имеющий особую атмосферу уюта и тепла, ведь здесь все создано его руками. Но, продолжаем разговор. Очень уж охота и мне такую печку.
Если глину подобрали неправильно, то швы кладки под действием высокой температуры будут крошиться, и печь будет пропускать воздух, что, понятно, ухудшит ее роботу. Кстати, качество кладки определяется не только строго ровными поверхностями, но и толщиной швов: чем тоньше они, тем кладка считается лучше. Опытные печники шов делают толщиной три миллиметра, а для начинающего и на пять будет хорошо.
– У вас какой шов выходил, как у начинающего? – с улыбкой спрашиваю деда.
– Немного лучший, поскольку я хорошо потренировался, когда строил дом, – не принимает он шутливый тон. – Но я хотел сказать о другом: если не сделаешь правильный раствор, то, как не старайся, а тонкого шва не выйдет. Тонкий шов при кладке можно получить только из хорошо перемешанного раствора с добавлением песка, частицы которого размером не больше одного миллиметра и без мусора, без посторонних примесей. Поэтому песок берут чистый, кроме того, просеянный через сито с ячейками один на один миллиметр, в крайнем случае – полтора на полутора. Делают еще и огнеупорную глину, для которой используют не песок, а шамот.
– Прошу прощения, чтобы это такое – шамот? – улыбка мгновенно исчезает с моего лица.
– Обожженная и измельченная глина. Раствор из глины и шамота в пропорции один к одному, то есть огнеупорную глину, используют только для кладки топки, которую делают также из огнеупорного кирпича. А в целом печь, кроме топки, сооружают из красного, нормально обожженного кирпича, который, конечно, должен иметь ровную, плоскую поверхность со всех сторон, – обстоятельно рассказывает Юрий Павлович.
– У нас, на Кубани, делают грубы еще и из каменных плиточек.
– Так это же там! В той местности много разного камня, и люди имеют, можно сказать, бесплатный строительный материал. Но, чтобы грубу выложить из камня, нужно быть незаурядным мастером. Не знаю, например, справился ли я бы, а здесь. Видишь же, какая груба у меня вышла. Она обогревает этот дом уже почти двадцать лет. И очень хорошо, я тебе скажу, обогревает!
– Ну, вы, по-видимому, не так уже и часто протапливаете ее – осенью и весной иногда.
– Я даже зимой через день – в саду. И почти каждый раз, хоть немного, а протапливаю печь. Ей много не нужно: несколько поленьев сгорят и она уже теплая. Чай нагрею. – Ты же сам видишь.
Действительно, мы пили заваренный на травах чай уже в практически теплом помещении, что свидетельствовало о незаурядной нагревательной способности грубы. Это, в свою очередь, свидетельствовало о качественной кладке. Как достигается это качество?
– Здесь еще и проект, сама конструкция печи имеет значение, – охотно объясняет Юрий Павлович. Но это – отдельный разговор. А относительно качества кладки, то, конечно, без этого нет хорошей печи. А хорошая кладка предусматривает некоторые нюансы. Скажем, когда ты сооружаешь обычную стену, то берешь кирпич, кладешь на него раствор – и на стену. Здесь же перед кладкой кирпич нужно намочить в воде.
– А это для чего? – не сдерживаю удивления.
– Чтобы замедлить высыхание глиняного раствора и тем самым повысить прочность швов в кладке. Кирпичи вымачиваются до тех пор, пока из них не перестает выходить воздух. Но опять, же нюанс: вымачиваются только хорошо обожженные кирпичи, а недостаточно обожженные и огнеупорные необходимо водой только смачивать. Следовательно, смоченный кирпич намазываешь раствором с той стороны, какой он будет прилегать к предыдущему кирпичу в этом ряду. Таким образом, кирпич ложится на слой раствора, ты его движением взад-вперед притираешь его к месту, выжимая избыток раствора. Вытисненный раствор собираешь рукой и бросаешь в ведро с раствором. Мастер может орудовать и кельмой, но нам с тобой, чтобы экономно использовать раствор, лучше собирать остатки рукой.
На вопрос, много ли раствора нужно, чтобы выложить печь, Юрий Павлович отвечает так:
– Это зависит от объема печи. Как правило, его количество составляет одну десятую этого объема. Хотя лучше определять таким способом: для кладки сотни кирпичей нужно 2–2,5 ведра глиняного раствора.
Но я тебе хотел сказать еще о некоторых нюансах, которые нужно знать, кладя печь. Ну, что каждый ряд кладки необходимо проверять на горизонтальность с помощью ватерпаса – это понятно, как и то, что внешние углы или рога кладки должны подниматься строго вертикально, и их проверяют с помощью отвеса. Но очень важно нам получить также ровные поверхности внутри печи, поскольку от этого будет зависеть качество ее работы. А поэтому через каждые три-четыре ряда кладки их нужно вытирать мокрой тряпкой, снимая комочки раствора.
– Интересно, как они могут влиять на работу печи?
– Очень просто: неровная поверхность способствует быстрому нарастанию сажи, а, следовательно, и избыточной конденсации влаги, которая образуется в процессе горения топлива, особенно дров, тем более, если они не совсем сухие. Со временем этот конденсат может появиться даже на внешней стене печи в виде темных влажных пятен с неприятным запахом.
Штукатурить внутренние поверхности печи нельзя, иначе штукатурка под действием температуры быстро разрушится и забьет газовые каналы. Вот почему сразу, во время кладки, следует уделять особенное внимание внутренней поверхности печи. И качество раствора при этом также играет свою роль: он должен быть хорошо перемешан, не иметь комочков и посторонних примесей. Углы-рога и повороты внутри нее необходимо также закруглять для обеспечения хорошей тяги.
– Кстати, еще немного о растворе. Вы говорите, что он должен быть достаточно крепким. А что свидетельствует о его надежности? Все-таки непонятно, каким он должен быть по густоте, – уточняю в конце.
– Раствор по своей консистенции должен быть подобным сметане – пластичным, в меру жирным, – открывает дополнительные «секреты» бывший скульптор, который украсил свою грубу разными картинками в керамике.
– Если для кладки использовать «жирную» глину, то при высыхании раствора от уменьшения его объема в кладке могут образоваться трещины. А слишком «постный» раствор не обеспечивает необходимую прочность кладки, потому что плохо связывает кирпичи между собой.
Кстати, повысить прочность глиняного раствора можно за счет кухонной соли: всыпь ее грамм 100–150 на ведро раствора – и он станет надежнее. Однако все же нужно иметь глину нормальной «жирности». Для этого иногда смешивают несколько видов глины. Если она слишком «жирна», то добавляют и песок, а если слишком «постная», то ее просеивают, удаляя из нее лишний песок. Вот так.
Вот такие секреты кладки печи своими руками раскрыл старый мастер.