Перед владельцами дачных участков порой стоит, на первый взгляд банальный вопрос – из чего сделать забор, которым ограждается территория дачного участка. Может для его строительства использовать деревянные доски, шифер, сетку-рабицу? А может глину?
Надо сказать, что построить глинобитный забор, который называется дувал, очень нелегко. Дувал представляет собой забор из глины, который отделяет внутреннее пространство двора от улицы и получил широкое распространения, прежде всего в странах Средней Азии, где дувалами бывают огорожены целые поселения. Часто дувал является продолжением стены жилого здания, которая выходит на улицу.
Дувал — забор из глины
Дувалы можно назвать восточными заборами, так как они тоже имеют входные калитки, ворота и даже смотровые небольшие окошки, которые закрываются ставенками. Высота дувала почти всегда выше роста взрослого человека, чтобы скрывать внутренний двор от «ненужных» глаз.
Что касается технологии изготовления дувала, то в разных местностях она тоже разная. Часто дувалы строят из, так называемого кирпича-сырца, который называется «гувалля». В состав такого кирпича входит глина и солома. После придание кирпичам необходимой формы их кладут на солнце, чтобы они высохли.
Сам фундамент дувала изготавливается не из глиняных кирпичей, а из крепких камней, которые между собой скрепляются тоже глиной. Кирпичи-сырцы делают так, чтобы в процессе их кладки между ними не было больших зазоров. Такие кирпичи скрепляют опять же глиной. По окончании строительства поверхность дувала часто покрывают известью или полностью оштукатуривают глиной.
Однако в Средней Азии существует и другая технология изготовления глинобитных заборов, где их делают из пахсы – кирпичей плоской формы. От «гувалля» они отличаются тем, что в пахсе совершенно нет соломы. Либо она присутствует, но в небольших количествах. Забор из пахсы начинают формировать в виде лестницы, с дальнейшим выравниванием ступеней глиной. Либо формируют в виде ленты с маленьким уклоном.
Кроме того встречаются дувалы изготовленные из кирпичей-сырцов, которые были сформированы из опалубки. Сушат такие кирпичи после формовки довольно долго, зато они после такой сушки становятся крепкими, как камень. Дувал, сделанный из таких кирпичей может выдержать даже лобовой удар автомобиля. А высота его не больше 3-х метров.