Залог построения успешного бизнеса: шаблон бизнес модели А. Остервальдера

Для того, чтобы руководителю фирмы и его сотрудникам имели глубокое представление о ведении бизнеса, его функционировании и взаимосвязи структурных элементов, можно изучить бизнес сквозь призму бизнес-шаблона, предложенного автором разработок стратегического планирования Александром Остервальдером.

Бизнес-шаблон Александра Остервальдера

Рассмотрим основные элементы его бизнес-модели.

Первый элемент: Клиенты

Что ж, далеко не секрет, что именно клиенты – это центр деятельности любой компании. Клиентцентрированный подход подразумевает под собой знание потребностей клиентов и возможности качественно удовлетворять эти потребности. В конечном счете, наш доход является показателем того, насколько мы смогли удовлетворить потребности клиента. Порой бизнес построен на предоставлении бесплатных услуг (как, например, Facebook, с более чем миллиардом бесплатных подписчиков, позволяющих компании зарабатывать на размещенных внутри социальной сети приложениях, рекламе и исследованиях компании). Для того чтобы руководитель и сотрудники фирмы лучше понимали потребности клиентов, всегда следует помнить следующие моменты:

  • Потребители делятся на разные категории. Для каждой категории необходимо подобрать свой канал сбыта с учетом её индивидуальных ценностей;
  • Следует помнить о платежеспособности потребителей. Одни могут платить, другие – нет;
  • Клиентов можно разделить на категории по принципу возможности компании заработать на них.

Второй элемент: Предоставленная ценность

Определение ценности тесно связано с конкурентоспособностью. Насколько выгодно отличается фирма от своих конкурентов, предлагая более качественные товары и услуги для потребителей? Критериями ценности могут выступать соотношения цена-качество, сниженные издержки и риски, распространенность, уникальность дизайна и пр.

Третий элемент: Каналы сбыта

Определение каналов сбыта, как уже было указано раньше, необходимо осуществлять непосредственно для каждой категории клиентов. Каналы сбыта должны выполнять функцию информирования о предоставляемых услугах (или о товаре), позволяя клиентам оценить их в полной мере. Обязательное условие – канал сбыта должен позволять клиенту приобрести товар (услугу), заранее определяя условия доставки. Обеспечение индивидуального подхода через канал сбыта принесет клиентам позитивные эмоции и оставит общее благоприятное впечатление о вашей фирме.


Наиболее распространенные каналы сбыта:

  • через личное общение (по телефону или лицом к лицу);
  • осуществление доставки на дом;
  • через точки продаж (в том числе Интернет-ресурсы)
  • один из набирающих популярность способов – распространение через социальные медиа;
  • TV, газеты, радио и пр.

Четвертый элемент: ваши отношения с клиентом

Вариантов осуществления взаимодействия с клиентом множество, фирма должна выбрать наиболее подходящий под её специфику. Это может быть формат единичной сделки, самообслуживание, автоматизированный сервис.

И, конечно же, стоит всегда видеть четкую цель этих взаимоотношений. Как вы планируете получать доход? Посредством привлечения большого количества новых клиентов? Или постоянным поддержанием контактов со старыми клиентами? Цели могут изменяться, однако следование одной цели позволит осуществлять более эффективное руководство компанией, а также даст ориентир на проведение более осознанной кадровой политики.

Пятый элемент: Получение доходов

Чтобы получать доходы, компании необходимо знать, за что и как готов платить клиент. За что платить – это определяет специфика фирмы. Существует множество вариантов оплаты: прямая, безналичная, за аренду, за услуги, ежемесячная, процентная;

Шестой элемент: Ключевые ресурсы

Ими являются: человеческие, интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы.

Седьмой элемент: виды деятельности компании

Определение видов деятельности – ключевой момент при составлении бизнес модели. Сюда можно отнести элементы производства товаров и услуг, продажи (включая продуманные идеи продвижения товара, рекламу и распространение), поддержку (работа персонала компании: кадровики, бухгалтерия и т.д.).

Восьмой элемент: партнерство

Придать бизнес-модели гибкости может наличие партнеров. Кроме того, грамотный аутсорсинг позволяет эффективнее распоряжаться временем, а взаимовыгодное сотрудничество увеличивать качество предоставляемых услуг и обеспечивать рекламу как вам, так и вашим партнерам.

Пользуясь шаблоном бизнес-модели можно оценить бизнес и его развитие комплексно, а также проследить взаимовлияние его структурных элементов.

По материалам учебного центра «Гармония» http://garmcentr.ru/


Читайте также

Три сценария будущего. Выбираем лучшее из зол для российского бизнеса

Российский бизнес перестало трясти, а значит, надо думать, куда двигаться дальше. И хотя мировая повестка …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.